Торговый сбор: ударит ли новелла по малому и среднему бизнесу в Татарстане

С 1 января 2015 года вступает в силу закон "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ", в соответствии с которым в НК вводится новая глава "Торговый сбор". Плательщиками сбора станут организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность.


Сразу оговоримся, что этот сбор может быть введен только с 1 июля 2015 года и пока исключительно в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил, что Москва - единственный город, который готов ввести такой режим с 1 июля 2015 года. "Данный документ подразумевает введение сборов только в городах федерального значения. При этом мы понимаем, и это жесткая договоренность, в том числе подтвержденная на совещании у председателя правительства, что в 2015 году эти положения будут касаться только Москвы", - заявил Макаров в интервью агентству Интерфакс.


Сбором будет облагаться торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада, а также организацию розничных рынков. Платить сбор будут обязаны все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность. Исключения — ИП, применяющие патентную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) – они освобождаются от уплаты сбора. Объектом обложения сбором признается использование плательщиком хотя бы один раз в течение квартала объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли.


Ставки сбора будут устанавливать муниципалитеты за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога по патентной системе налогообложения по соответствующему виду деятельности, который осуществляется на основании патента, выдаваемого в данном муниципалитете на 3 месяца.


Необходимо отметить, что ставка сбора определяется муниципальными властями и может быть снижена вплоть до нуля в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, а также особенностей объектов осуществления торговли.


Ставка сбора для стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м и для торговли путем отпуска товаров со склада устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала и также не может превышать расчетную сумму налога на основании патента по розничной торговле, деленную на 50. Ставка для розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв. м площади рынка. Помимо этого, ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.


Налогоплательщик без образования юридического лица сможет уменьшать сумму НДФЛ на размер уплачиваемого сбора. Юрлица, применяющие общую или упрощенную систему налогообложения, смогут уменьшать таким же образом налог на прибыль , (в части, зачисляемой в бюждет субъекта РФ) и единый налог (авансовый платеж по налогу).


Ситуацию с возможным влиянием новеллы НК на рынок Татарстана, комментирует руководитель налоговой практики коллегии адвокатовSERGIS Людмила Фирстова:


Аналогичные (и даже с возможностью определенных либеральных изменений) правила могут появиться в Татарстане лишь с принятием самостоятельного федерального закона. Поэтому поводов для беспокойства у лиц, ведущих торговлю на территории Республики Татарстан, а также рядовых потребителей, опасающихся нового роста цен на товары и услуги, пока нет. Вместе с тем, для оценки возможных рисков предпринимателей нашего региона в будущем стоит разобраться в целях законодателя, достижению которых и служит новый вид обязательных платежей, а также определиться, действительно ли данная мера усилит налоговую нагрузку на малый и средний бизнес.


Стоит отметить, что идея данного законопроекта заключалась в том, чтобы стимулировать к уплате налогов в бюджеты местного уровня крупные торговые сети, зачастую применяющие сомнительные схемы оптимизации налогообложения, что, в конечном итоге, приводит к сильному занижению сумм, фактически получаемых от них в качестве обязательных платежей.


Как уже верно указано, ряд плательщиков торгового сбора – и это касается в первую очередь ИП – вправе уменьшить сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде. Соответственно, если налогоплательщик отразил достаточную сумму в налоговой декларации и уплатил соответствующие налоги в бюджет, дополнительного бремени по внесению торгового сбора фактически у него не возникнет. Таким образом, намерения новым побором «задушить» малый и средний бизнес, занятый в сфере торговли, у законодателя вряд ли прослеживаются.


Обращаем внимание, что вышеуказанный «зачет» – это именно право плательщика сбора, для использования которого ему необходимо заявить о своем намерении воспользоваться этой законной возможностью посредством уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбора. В противном случае право на использование такой льготы будет потеряно, и более того, будет иметь место ведение деятельности без постановки на налоговый учет, что квалифицируется действующим законодательством о налогах и сборах в качестве налогового правонарушения, влекущего за собой ответственность.


Кстати говоря, объект обложения сбором представляется довольно интересным для российской системы налогообложения – это «использование объекта движимого или недвижимого имущества в целях осуществления торговой деятельности хотя бы один раз в течение квартала». Своеобразие объекта выражено в ряде аспектов, к примеру, сама формулировка порождает дополнительные вопросы к доказыванию фактов использования объектов торговли именно для этой цели. При этом контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах сбора возложен на органы местного самоуправления. Таким образом, очевидно, что муниципалитеты рьяно будут осуществлять надзор за объектами торговли с целью обогащения своих бюджетов, дополнительным источником финансирования которого и выступает новый сбор.


Не исключено, что последствием данного нововведения может стать и переход предпринимателей на специальные режимы налогообложения, предусматривающие полное освобождение от уплаты торгового сбора, - патент либо ЕСХН.


* при подготовке статьи использованы материалы interfax.ru и pravo.ru